+7 (495) 772-09-39

эл. почта: mail@m17.ru

ico Событие | 07.08.2015

«16 000 000 архитектур» — лекция Грэма МакКея

В поисках мероприятия, на которое можно сходить с коллегами после работы, мы снова наткнулись на курс лекций «Летний Марш», который проходит по соседству. На этой неделе выступал британский специалист Грэм МакКей (Graham McKay). Его идеей последние является упорядочивание нашего эстетического восприятия. Проще говоря, он создал таблицу Менделеева для архитекторов.

На лекции обещали синхронный перевод, поэтому национальность докладчика никого не смущала. На сцену вышел организатор и заговорил по-русски. Ничто не предвещало беды. И вдруг внезапно, без всяких причин, он запнулся, назвал лекцию интернациональной и переключился на английский, как бы оправдываясь перед слушателями из других стран. Все в аудитории проверили соседей и, не найдя иностранцев, успокоились и стали терпеливо ждать перевода. Его не было. На сцену вышел коллега и единомышленник МакКея, Виктор Перунков. Все ждали, что сейчас с ними точно заговорят по-русски. Этого не случилось. Русская речь не звучала вплоть до конца лекции.

 

Грэм МакКей, архитектор, преподаватель, блогер

С сожалением нужно отметить, что к тому моменту, когда на сцену вышел сам Грэм МакКей, публика была уже окончательно обескуражена отсутствием перевода. Это остро чувствовалось. Все молчали, не знали, как реагировать, но отступать было поздно. Организатор и российский коллега скрылись в глубинах аудитории, а обаятельнейший лектор остался один на один с публикой, которая не понимала его и все еще искала глазами субтитры. К счастью, все представители М17 знали английский и даже изо всех сил поддерживали МакКея полными понимания взглядами, но лекцию это не спасло. Вступление, в ходе которого лектор должен установить с аудиторией контакт, обернулось провалом.

Потом ситуация наладилась. МакКей обладает потрясающей дикцией и жестикуляцией, рассказывал о простых вещах, а его презентация была максимально подробна. Слушатели тоже кое-как вспомнили свое знание английского (забегая вперед, отмечу, что в конце лекции смущение было побеждено полностью и даже звучали вопросы на языке докладчика). Открытая МакКеем концепция, задуманная быть простой, дошла до аудитории.

В двух словах, Грэм МакКей хотел создать периодическую таблицу для архитекторов, которая бы свела к минимуму возможный субъективизм и позволяла оценить любой объект непредвзято и структурированно. Ему это удалось, к изданию уже готовится книга, а пока о его идее можно узнать из лекций, либо из его блога (прекрасного как с точки зрения иллюстраций и идей, так и с точки зрения языка).

Организация МакКея «Мисфитс», за русские туры которой надо сказать спасибо Виктору Перункову

Восприятие любого здания МакКей делит на шесть характеристик: цвет, текстура, форма, расположение, отношение к окружению (в английском языке звучит более ёмко: alignment) и размер. Больше мы в здании ничего оценить не можем. При этом, чтобы оценка была объективна, оценивать надо каждый параметр по отдельности.

Но какую именно оценку нужно давать? Тут дело обстоит несколько сложнее. Самих оценок 16, но состоят они из двух состояний и трех идей. Их названия красиво звучат на английском (прочесть всю теорию можно вот здесь), и мы постараемся передать если не красоту, то хотя бы их простоту.

Итак, у здания может быть два состояния: современное (СЕЙЧАС) и устаревшее (БЫЛО СЕЙЧАС). Также здание может нести в себе три идеи: что оно современное (СЕЙЧАС), что оно устаревшее (БЫЛО СЕЙЧАС), либо что оно в принципе не принадлежит этому временному отрезку (НЕ СЕЙЧАС). Вот самый наглядный пример:

Парк Tomorrowland

Это тематический парк, якобы о будущем, построенный в 1956. Физически он не устарел, поэтому его состояние позволяет назвать его современным, то есть СЕЙЧАС. Но его идеи устарели, хоть и были когда-то актуальными, то есть БЫЛИ СЕЙЧАС. Но что важно, создатели закладывали в него идею, что он из будущего, то есть не принадлежит к их временному отрезку. Это идея НЕ СЕЙЧАС. В итоге мы имеем состояние СЕЙЧАС + идея БЫЛО СЕЙЧАС + идея НЕ СЕЙЧАС.

Сложно? Не то слово. Но у МакКея есть список комбинаций:

  1. БЫЛО СЕЙЧАС + нет идей
  2. СЕЙЧАС + нет идей
  3. БЫЛО СЕЙЧАС + идея СЕЙЧАС
  4. СЕЙЧАС + идея СЕЙЧАС
  5. БЫЛО СЕЙЧАС + идея БЫЛО СЕЙЧАС
  6. СЕЙЧАС + идея БЫЛО СЕЙЧАС
  7. БЫЛО СЕЙЧАС + идея НЕ СЕЙЧАС
  8. СЕЙЧАС + идея НЕ СЕЙЧАС
  9. БЫЛО СЕЙЧАС + идея БЫЛО СЕЙЧАС + идея НЕ СЕЙЧАС
  10. СЕЙЧАС + идея БЫЛО СЕЙЧАС + идея НЕ СЕЙЧАС
  1. БЫЛО СЕЙЧАС + идея СЕЙЧАС + идея НЕ СЕЙЧАС
  2. СЕЙЧАС + идея СЕЙЧАС + идея НЕ СЕЙЧАС
  3. БЫЛО СЕЙЧАС + идея СЕЙЧАС + идея БЫЛО СЕЙЧАС
  4. СЕЙЧАС + идея СЕЙЧАС + идея БЫЛО СЕЙЧАС
  5. БЫЛО СЕЙЧАС + идея СЕЙЧАС + идея БЫЛО СЕЙЧАС + идея НЕ СЕЙЧАС
  6. СЕЙЧАС + идея СЕЙЧАС + идея БЫЛО СЕЙЧАС + идея НЕ СЕЙЧАС

Вот. Теперь точно сложно.

Сейчас будет последний рывок сложности. Мы помним, что парк Томорроуленд физически не устарел, но устарел морально и предполагался быть футуристическим. То есть попадает в категорию 9. Но мало просто дать ему оценку, надо дать оценку каждому из шести его качеств, напоминаем: цвету, текстуре, форме, позиции, отношению и размеру. В итоге получится шестизначный код (например: 999999), абсолютно непредвзятый и объективный. Таких кодов может быть 16 777 216. Это и есть те шестнадцать миллионов архитектур, в честь которых названа лекция.

Все, теперь снова стало просто.

Самой периодической таблицы, с которой мы работали на лекции, в свободном доступе сейчас нет, так как к выпуску готовится книга. Поэтому пока придется довольствоваться только списком.

Понятия СЕЙЧАС и БЫЛО СЕЙЧАС в ходе лекции МакКей тоже заменил на более простые, например уместность, неуместность и новизна. Но на количество вариантов это не повлияло.

Наши сотрудники, однако, задались закономерным вопросом: зачем вообще нужны шестизначные коды и периодические таблицы, когда всех архитекторов уже давно обучают законам композиции? А ведь создание таблицы заняло у МакКея 32 года, если брать отсчет с самой первой идеи в институте.

В курсе лекций «Летний Марш» осталась всего одна лекция, поэтому спешите. Даже если Вы уже знаете о законах композиции, слушать эмоциональных и энергичных лекторов все равно бывает очень интересно.

Блог Misfits

Курс лекций «Летний Марш»